А.В. БОРСУКОВ,

врач высшей категории,

доктор медицинских наук, профессор кафедры факультетской терапии

Смоленской Государственной Медицинской Академии,

главный специалист УЗД Управления здравоохранения г. Смоленска

 

ВЛИЯНИЕ ВАЛЬДОРФСКОГО ДЕТСКОГО САДА И ВАЛЬДОРФСКОЙ ШКОЛЫ

НА ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗМА РЕБЕНКА

(РАЗМЫШЛЕНИЯ С ПОЗИЦИИ АЛЛОПАТИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ)

 

Вопрос «идти или не идти в вальдорфский детский сад?» у нас не возникал, т.к. наша старшая дочь успешно училась в вальдорфской школе раньше, и от этого периода у нас остались самые положительные впечатления. Сына Семена мы определи в детский сад рано (чуть более 3-х лет), и нам было крайне важно наблюдать за процессом его развития не только в качестве просто родителей, но и с позиции врача-гастроэнтеролога (папа) и врача-невролога (мама). Наиболее интересной была возможность определить вектор влияния педагогики детского сада на мировоззрение маленького человека в его пути взросления. Мы, как родители-медики, постарались перед этим познакомиться поближе с основами вальдорфского взгляда на медицину. Благодаря помощи Сергея Юрьевича Ипатова у нас оказались книги Р.Штайнера и некоторых его последователей. Особенно полезным явился полный комплект конспектов 24 лекций Р.Штайнера, посвященных медицине. Очень ясной книгой нам показалась «Антропософская медицина» Отто Вольфа. Но наибольшее внимание привлек труд Бернарда Ливехуда «Фазы развития ребенка». Мы применили эту книгу как основу для соотношения фактов развития нашего сына с должными ожиданиями или «требованиями» к уровню развития маленького человека. Слово «требования» не зря поставили в кавычки: формализовать оценку развития ребенка крайне вредно, если не сказать опасно. Можно неосторожной оценкой родителей или педагогов каких-либо поведенческих фактов ребенка начать непродуманные уроки воспитания и тем самым вмешаться в очень непростой и хрупкий процесс формирования его духовного и физического мира. С другой стороны мы постарались избежать взгляда на нашего сына, как на нечто необыкновенное и исключительное событие в жизни нашего социума. Конечно, педагогам знакома данная проблема, когда приходится убеждать родителей с одной стороны в наличии индивидуальности пути развития их чада, а с другой стороны разъяснять факты общих законов, присущих всем детям без исключения. Нам с женой этот путь пройти оказалось легче, чем другим, т.к. уже более 15 лет мы наряду с врачебной деятельностью являемся преподавателями в СГМА и, тем самым, знакомы с основными требованиями в педагогике.

Современная творческая медицина придерживается взгляда на этапность в развитии ребенка:

1.период от рождения до смены зубов; 2.период от смены зубов до фазы полового созревания; 3.от фазы полового созревания до совершеннолетия.

Длительность периодов колеблется у разных авторов. Но в среднем составляет 7 лет. Таким образом, детский сад занимает 1-й период.

В этом периоде духовное развитие принципиально важно. Мы приведем сейчас большую цитату из книги Б.Ливехуда, как нельзя лучше описывающую состояние души маленького человека.

 

«Маленький ребенок характеризуется большой открытостью к миру. Без душевного сопротивления он вбирает в себя все из окружающего мира и встречает его с безграничным доверием. В райской невинности он живет в мире, где неразличимо смешаны добро и зло.

Все органы чувств открыты. Из внутренней активности он отвечает подражанием, имитацией. Через подражание он учится говорить, при этом для ребенка открываются врата в человеческую духовную жизнь. Через подражание он учится всем полезным и бессмысленным вещам, образующим формы общения людей. Путем более тонкого подражания он создает основу для своей будущей нравственности.

Этому новее не противоречит тот факт, что ребенок, с другой стороны, рано становится самостоятельно творящим существом. Но его отношение к окружению отмечено доверием и открытостью, невозможными ни в какой другой фазе человеческой жизни. Если мы поставим рядом с малышом в возрасте около трех лет ребенка середины второго периода развития, это развитие выступит особенно отчетливо. Ребенок примерно девяти лет имеет уже свой собственный маленький мир, в котором он живет. Этот мир, словно сказочный сад, обнесен высокой стеной, отгораживающей его от действительности.

Ребенок царствует в этом собственном мире. Как в сказке здесь возможно все, о чем ребенок мечтает. За надежными стенами он растит цветы для своего сказочного сада, становящиеся самыми чудесными растениями. Внешний мир проникает туда только отдельными кусками, элементы внешнего мира принимаются в собственный мир и преобразуются в нем, пока не станут там своими. В этот период у ребенка много друзей. Он настроен на общение. Но дружеские связи еще довольно внешни и, в сущности, не настроены на другого. Они скорее определяются желанием жить и играть с другим в своем собственном мире.

Ребенок счастлив сам по себе и становится несчастным лишь тогда, когда сталкивается с трудно усваиваемыми впечатлениями внешнего мира, которые проникают насильно и не находят места в его собственном внутреннем мире. Эти впечатления или огораживаются, как бы обносятся маленькой стеной, или же через некоторое время оказывается, что они неожиданным образом все же преобразовались и нашли свое место. В первом случае неосвоенная часть опыта просто залегает и может много позже привести к нарушениям в душевной жизни».

 

Поэтому наличие 3-х равноправных взрослых-воспитателей в группе вальдорфского детского сада очень обоснованно. Наш Семен только через 5-6 месяцев обитания в группе начал четко дифференцировать своих воспитателей: строгая но справедливая Любовь Дмитриевна, находчивая и развлекательная» (определение самого Семена) Елена Яковлевна, молчаливая, добрая и теплая Марина Александровна. Это подчеркивает с позиции неврологии открытость и беззащитность детской души, где поступки отдельных людей сначала воспринимаются как проявления МИРА вообще. И если отдельный неосторожный шаг конкретного взрослого затронет душу ребенка, будет нанесен урон всему мировосприятию маленького человека, что приведет к неврологической патологии через отдаленный период.

Крайне правильным на наш взгляд явилась разновозрастность детей в группе. Это приучило Семена видеть и встречать проявления внешнего мира во всем его многообразии. Внешние контакты с детьми разных возрастов позволили нашему ребенку сразу же на первых порах интуитивно услышать многоголосицу внешнего мира, или, как сейчас говорят - полифонию человеческих душ.


Данный подход вальдорфской педагогики позитивно воспринят нами, как представителями традиционной (аллопатической) медицины. Нам было крайне важным проследить ход физического развития Семена. И здесь так же мы убедились с идентичностью подходов антропософской медицины, являющейся методологическим продолжением вальдорфского учения Р.Штайнера и аллопатической медициной. В основу общего подхода применимы стадии развития тела ребенка (Рис 1).

 

  

Рис.1 Схема пропорций тела по Штрацу. Примечание:по оси Х-указан возраст, по оси У-пропорции тела.

 


 

 

  

Мы опять приведем отрывок из книги Б.Ливехуда, посвященный описанию физического развития ребенка.

 

«Облик грудного ребенка сохраняется в первые полтора года в его общем виде. На втором году жизни происходит сдвиг, который выражается в относительно ускоренном развитии нижней части тела, благодаря чему она наверстывает, так сказать, отставание по сравнению с верхней. Как только это произошло, общее впечатление становится другим. Ребенок приобретает теперь совсем другие пропорции, которые можно назвать обликом маленького ребенка. Этот облик маленького ребенка сохраняется в целом от двух с половиной до пяти лет.

Маленький ребенок имеет канон 1 : 5 по сравнению с 1 : 4 у грудного младенца. То есть тело выросло быстрее, чем голова, которая, в свою очередь, тоже увеличилась. Это относительное удлинение тела связано в существенном с ростом туловища в длину. У маленького ребенка чаще туловище растет больше, чем ноги; или же то и другое в равной мере. Речь еще не идет о выраженном росте ног.

Вследствие этого роста туловища в длину, а также и вширь (фаза первого наполнения!), у маленького ребенка в общем облике преобладают относительно мощные грудь—живот, тогда как у грудного младенца доминирует большая голова.

Подбородок уже сформирован, и лицо благодаря этому получает несколько больше выражения. При этом верхняя губа все еще выдается над нижней. Черты лица еще мягки и счастливо-доверчивы. Глаза с полным доверием смотрят на мир. готовые реагировать радостно или отвергая. Конечности округлы и полны. Движения носят тот же "округлый" характер. Они еще не "целеустремленно-угловаты". На пятом году жизни облик маленького ребенка начинает сильно изменяться. Для ребенка наступают годы первого вытяжения, первого роста 1 длину. Большая часть его приходится теперь на ноги. В то время как маленький ребенок сохраняет еще свое младенческое лицо, конечности начинают расти и становиться длинными и стройными. Жировой рельеф исчезает, становятся видны мышцы, суставы, образующие утолщения в рельефе конечностей. В сущности, более оформление выступают и колени.

Становятся видны коленные чашечки и выделяются широкие концы полых костей. Нос еще мал, хотя немного больше выражен. Но верхняя губа еще выдастся над нижней губой.

Это возраст, года ребенок созревает для школы, когда, как это будет описано позже, его игра изменяет характер и становится целеустремленной. Также и в движениях появляется угловатость, целеустремленность. Движения становятся очень ловкими. Его походка приобретает другой характер. Вместо того чтобы по-детски семенить, ребенок начинает шагать. Большое различие проявляется в беге. Как следствие, и туловище становится стройнее. Оно делится на две части: образуется талия при переходе грудной клетки в живот, причем он становится внизу уже, потому что ребра теперь расположены по-другому и вследствие этого острее становится реберный угол. Грудина образует впадину между рельефом больших грудных мышц. Живот уплощается, и полукруг внизу исчезает. Позвоночник обретает S-образную кривизну и тем самым становится изящнее. Плечи расширяются и становятся более сформированными. Обозначаются ключицы. Под ними возникают углубления кожи, через которые проступают плечевые суставы. На спине выступают лопатки. Шея теперь вырастает, благодаря чему голова свободнее и гармоничнее возвышается над туловищем. Целлер говорит об этой метаморфозе облика следующее: облик ребенка школьного возраста качественно отличен от облика маленького ребенка. Один нельзя реконструировать из другого изменением размеров. Это обретение другого качества, охватывающего всю психофизическую личность. Основной чертой новой соматической структуры можно назвать теперь преобладание  моторного аппарата под полостями тела и их большими пространствами.

На седьмом году жизни облик меняется в более сильной степени. Тем самым возникает облик ребенка школьного возраста, с которым ребенок вступает во второй большой период жизни».

 

Подробность цитаты оправдана тем, что в этот период закладывается фундамент всей дальнейшей жизни. Со стороны врача-гастроэнтеролога хотелось сказать о функциональности худобы детей и наличия обязательного условия только ритма питания, но не его количества. Ни в коем случае не надо перекармливать детей и, особенно продуктами «фаст-фуд». Большая вина в этом ложится на бабушек и их желанием угодить внуку или внучке. Это поистине медвежья услуга.

Таким образом, мы с женой в очередной раз наблюдали это великое чудо - начало формирования души и тела нашего сына. И в этом процессе большую роль принял вальдорфский детский сад в лице прекрасных воспитателей и просто хороших светлых людей: Любовь Дмитриевны, Елены Яковлевны, Марины Александровны.

Большое спасибо и низкий поклон от имени всех родителей, чьи дети посещали этот садик!

 

Литература:

Ливехуд, Бернард. Фазы развития ребенка./пер. с нем. - «Духовное познание», Калуга, 1998 – 160 с.

вернуться на главную страницу

Hosted by uCoz