3.2.
Педагогические основания
В основе нашей
педагогической деятельности находятся принципы вальдорфской педагогики.
ЭП «Экология детства» успешно работает 14-й год в этом
направлении, с самого начала ориентируясь на эти принципы. Вальдорфская
педагогика существует уже более 80 лет и признана ЮНЕСКО, правительствами
во многих развитых странах как
педагогическая
система, выступающая в качестве
образца для
реформирования традиционной
государственной системы образования.
Государственное
и общественное признание вальдорфской педагогики в мире связано с динамикой
развития вальдорфского движения, его результатами, жизненными успехами его выпускников.
В
|
№ |
Страна |
Школы |
Семинары для учителей (2005) |
Детские сады (1997) |
Семинары для воспитателей (1997) |
||
|
1997 |
2000 |
2005 |
|||||
|
1 |
Армения |
- |
- |
1 |
- |
1 |
- |
|
2 |
Бельгия |
20 |
24 |
22 |
1 |
21 |
- |
|
3 |
Германия |
167 |
174 |
191 |
8 |
413 |
10 |
|
4 |
Дания |
16 |
18 |
18 |
2 |
52 |
2 |
|
5 |
Эстония |
7 |
8 |
6 |
1 |
6 |
1 |
|
6 |
Финляндия |
17 |
21 |
23 |
1 |
26 |
1 |
|
7 |
Франция |
13 |
14 |
11 |
2 |
19 |
1 |
|
8 |
Грузия |
1 |
1 |
1 |
- |
1 |
- |
|
9 |
Великобритания |
24 |
25 |
30 |
10 |
48 |
2 |
|
10 |
Ирландия |
2 |
1 |
2 |
1 |
4 |
- |
|
11 |
Исландия |
- |
2 |
2 |
1 |
2 |
- |
|
12 |
Италия |
13 |
17 |
28 |
7 |
17 |
- |
|
13 |
Хорватия |
1 |
1 |
2 |
- |
2 |
- |
|
14 |
Латвия |
4 |
5 |
3 |
- |
2 |
- |
|
15 |
Литва |
- |
3 |
4 |
- |
2 |
- |
|
16 |
Лихтенштейн |
1 |
1 |
1 |
- |
1 |
- |
|
17 |
Люксембург |
1 |
1 |
1 |
- |
1 |
- |
|
18 |
Молдавия |
1 |
1 |
1 |
- |
1 |
- |
|
19 |
Нидерланды |
96 |
98 |
92 |
2 |
82 |
2 |
|
20 |
Норвегия |
26 |
28 |
36 |
2 |
32 |
1 |
|
21 |
Австрия |
10 |
12 |
14 |
3 |
28 |
1 |
|
22 |
Польша |
3 |
3 |
3 |
- |
6 |
1 |
|
23 |
Португалия |
1 |
- |
- |
- |
2 |
- |
|
24 |
Румыния |
10 |
10 |
13 |
1 |
18 |
1 |
|
25 |
Россия |
18 |
17 |
17 |
3 |
11 |
2 |
|
26 |
Швеция |
33 |
39 |
41 |
7 |
42 |
1 |
|
27 |
Швейцария |
36 |
39 |
36 |
4 |
79 |
1 |
|
28 |
Словакия |
- |
- |
1 |
|
|
|
|
29 |
Словения |
1 |
1 |
1 |
- |
1 |
1 |
|
30 |
Испания |
1 |
1 |
1 |
1 |
7 |
1 |
|
31 |
Чехия |
7 |
8 |
10 |
2 |
5 |
1 |
|
32 |
Украина |
3 |
4 |
6 |
1 |
- |
- |
|
33 |
Венгрия |
13 |
14 |
20 |
5 |
21 |
1 |
|
34 |
Египет |
1 |
1 |
1 |
- |
1 |
- |
|
35 |
Аргентина |
4 |
4 |
7 |
1 |
7 |
1 |
|
36 |
Австралия |
30 |
38 |
31 |
4 |
24 |
2 |
|
37 |
Бразилия |
8 |
12 |
17 |
1 |
21 |
1 |
|
38 |
Чили |
2 |
3 |
2 |
1 |
3 |
- |
|
39 |
Индия |
- |
1 |
3 |
3 |
- |
- |
|
40 |
Израиль |
3 |
3 |
5 |
- |
3 |
- |
|
41 |
Япония |
1 |
1 |
3 |
- |
2 |
- |
|
42 |
Канада |
11 |
13 |
16 |
3 |
12 |
- |
|
43 |
Казахстан |
- |
1 |
1 |
- |
- |
- |
|
44 |
Кения |
1 |
1 |
2 |
- |
1 |
- |
|
45 |
Киргизстан |
- |
1 |
1 |
- |
- |
- |
|
46 |
Колумбия |
2 |
3 |
3 |
1 |
2 |
- |
|
47 |
Мексика |
1 |
3 |
5 |
- |
2 |
- |
|
48 |
Намибия |
- |
1 |
1 |
- |
1 |
- |
|
49 |
Непал |
- |
- |
1 |
|
|
|
|
50 |
Новая Зеландия |
7 |
7 |
9 |
2 |
14 |
1 |
|
51 |
Перу |
2 |
2 |
2 |
1 |
3 |
- |
|
52 |
Филиппины |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
- |
|
53 |
ЮАР |
11 |
14 |
18 |
1 |
16 |
1 |
|
54 |
Тайвань |
- |
- |
1 |
|
|
|
|
55 |
Таиланд |
- |
- |
1 |
|
|
|
|
56 |
Уругвай |
1 |
1 |
1 |
- |
1 |
- |
|
57 |
США |
86 |
104 |
121 |
14 |
105 |
4 |
|
58 |
Эквадор |
1 |
- |
- |
- |
1 |
- |
|
|
Итого: |
718 |
804 |
893 |
98 (1997 – 63) |
1162 |
41 |
Из таблицы
очень хорошо видно, что есть страны (это, в первую очередь, Германия,
Швейцария, Нидерланды, страны Скандинавии, Великобритания, США и Канада,
Австралия и Новая Зеландия), где вальдорфские школы уже давно признаны и
представляют реальную альтернативу государственному образованию
(в Германии количество учеников приближается к 70 тыс.!). С другой
стороны, есть немало стран, где эти школы и детские сады только-только
возникли. Причём эти страны с очень разными культурными, религиозными и
мировоззренческими традициями, с разным уровнем экономического развития, с
различными образовательными системами. И то, что вальдорфские детские сады и
школы способны рождаться и развиваться в столь разных условиях, говорит о жизненности
тех принципов, которые были открыты и осуществлены Р. Штайнером.

|
|
Германия |
Европа |
Другие страны |
Всего |
|
1919 |
1 |
0 |
0 |
1 |
|
1925 |
4 |
3 |
0 |
7 |
|
1938 |
8 |
8 |
0 |
16 |
|
1955 |
25 |
8 |
8 |
41 |
|
1971 |
32 |
42 |
21 |
95 |
|
1983 |
80 |
154 |
76 |
350 |
|
1992 |
144 |
289 |
149 |
582 |
Табл. и диаграмма роста вальдорфских школ в Германии, Европе и других странах

Рост числа школ в мире и, например, в США
(см. диаграммы) носит не линейный, а параболический характер, что также
является важной качественной характеристикой вальдорфского движения. Самым
главным сдерживающим моментом по-прежнему является число учителей, готовых и
способных работать «по-вальдорфски». Совершенно неслучайно, что
количество семинаров для учителей с 1997 по 2005 выросло более
чем в 1,5 раза (с 63 до 98).

Может быть, не так
впечатляющ рост количества учеников (см. диаграмму «Суммарное число учеников
в Австралии»), но это связано со спецификой рождения и жизни вальдорфских
школ. Как правило, вальдорфская школа начинается с одного-двух классов и в
большинстве школ только одна параллель.

Итак, ещё раз отметим, что в ряде стран
вальдорфские школы и детские сады имеют уже богатую традицию и признание со
стороны государственных органов управления и общественности. Этому также во
многом способствуют известные выпускники вальдорфских школ:
· политики и бизнесмены: Енс Столберг (премьер-министр
Норвегии), Андреас Карлгрен (член правительства Швеции), Фраймут
Дуве (Германия, член Комитета по свободе слова Организации по
безопасности и сотрудничеству в Европе), проф. Дэниел Т. Джонс
(соавтор бестселлера по менеджменту «Машины, которые изменили мир»), д-р Олаф
Фельдман (член Германского Федерального парламента), ряд членов
Европейского Парламента и др.;
· актёры и музыканты: Дженнифер Анистон
(голливудская актриса, сериал «Друзья»), Сандра Баллок
(голливудская актриса, «Скорость» и др.), Рутгер Хауэр (голливудский
актёр, «Слепая ярость» и др.), Настасья Кински (голливудская
актриса), Джулиана Марголис (голливудская актриса, сериал «Скорая
помощь»), Райнер Вернер Фассбиндер (знаменитый кино- и
театральный режиссёр), Моника Бенде (первая скрипка итальянского
швейцарского оркестра) и др.;
· писатели, журналисты, ведущие
теле- и радиопрограмм: Михаэль
Энде (Германия, писатель, «Момо», «Бесконечная история»), Кеннет
Ченналт (США, исполнительный директор «Американ экспресс»), Джордж
Хьюм (Великобритания, журналист BBC) и др.
Вальдорфским
школам доверили своих детей и внуков следующие знаменитости:
· политики, бизнесмены: Сильвио Берлускони
(премьер-министр Италии), Эберхард Дипген (экс-шеф-бургомистр
Берлина), Ганс-Дитрих Геншер (экс-министр иностранных дел
Германии), Моника Холмайер (министр образования и культуры
Баварии), Гельмут Коль (экс-канцлер Германии), Клаус фон
Донани (экс-шеф-бургомистр Гамбурга), Хайн Никсдорф
(Германия, пионер компьютерной индустрии), Вольфганг Зауэр
(эск-президент «Фольксваген»), Карл Отто Поль (президент
Федерального банка Германии с 1980 по 1991 гг.), Андреас фон Штудтниц (бывший посол
Германии в РФ) и др.;
· актёры, музыканты, писатели, журналисты: Михаил
Барышников (Россия/США, танцор и актёр), Михаил Козаков
(Россия, актёр и режиссёр), Харрисон Форд (США, голливудский
актёр, «Игры патриотов» и др.), Глен Фрей (США, певец группы «the Eagles»), Джон Пол
Джонс (Великобритания, басист группы «Led zeppelin»), Джордж Лукас (США, режиссёр
фильмов «Звёздные войны»), Макс Фриш (Швейцария, писатель),
Пол Ньюмен (США, киноактёр), Джессика Ланж (США,
киноактриса) и др.
В России, как
впрочем, и везде можно встретить самое различное отношение к вальдорфскому
движению. Тем не менее, два крупных проекта: «Философия образования в
перспективе XXI века» (Европейский центр по образованию в области
прав человека) и масштабное социологическое исследование, проведённое в
1995-97 гг. Центром социологических исследований Министерства общего
и профессионального образования РФ и Центром социального прогнозирования
и маркетинга, а также различные группы разработчиков, исследователей,
отдельные учёные и практические педагоги при рассмотрении, с одной стороны,
причин глобального кризиса современного образования, а, с другой стороны,
возможных способов его разрешения, отмечают вальдорфские школы, как возможный
образ будущего:
1. «В основе нового типа
образования будет предположительно новая философия, для которой характерно
органическое единство естественнонаучного и логическо-рационального
компонентов. Возможный прообраз нового образования – так называемая вальдорфская
школа и эмоционально-образное художественное мышление» [13, с.96];
2. «Наиболее многообещающим
среди экспериментов такого рода, на наш взгляд, является развитие Вальдорфских
школ, представляющих собой сочетание академического, социально-психологического
и культурного сообщества» [8, с.31].
3. Идеи Р. Штайнера, создателя
вальдорфской педагогики, рассматриваются в качестве возможного основания
современной философии образования [12, с.114].
4. «1919 г. Рудольф Штейнер
создал Вальдорфскую школу, модель которой до сих пор привлекает внимание
педагогов, стремящихся к гуманизации школы» [11, с.252]. Здесь же Р.
Штайнер также назван в числе лучших педагогических умов XX века [с.249].
5. Известный учитель-новатор,
доктор психологических наук Ш. А. Амонашвили в своей книге «Размышления
о гуманной педагогике» в списке величайших педагогов, труды которых он
рекомендовал изучать, упоминается и Р. Штайнер.
6. Идеи и подходы, осуществляемые
в вальдорфских школах и детских садах, привлекают многих создателей новых направлений
и школ:
·
так называемая «ноосферная школа»,
построенная на основе идей П. А. Флоренского, В. С. Соловьёва, С. Н.
Булгакова, В. И. Вернадского [1];
·
концепция «школы для всех» [6];
·
программа дошкольного воспитания «Радуга»; и др.
Литература:
1. Буровский А. М.
Концепция ноосферы В. И. Вернадского и создание новой школы // Педагогика. –
1993. – №6. – с.13-18.
2. Вальдорфская
педагогика: Антология. – М.: Просвещение, 2003. – 494 с.
3. Гейдебранд К. Учебный план Свободной вальдорфской школы. – Рязань, 1991. – 40 с.
4. Гуманистическая направленность штайнеровской педагогики. –
М.: ВЛАДОС, 1999. – 176 с.
5. Карлгрен Ф. Воспитание к свободе. – М., 1995. – 272 с.
6. Колобова Е. В.
Школа для всех // Педагогика. – 1993. – №6. – с.35-39.
7. Краних Э. М.
Свободные вальдорфские школы. – М.: Парсифаль, 1992. – 32 с.
8. Пахомов Н. Н.
Кризис образования в контексте глобальных проблем // Философия образования для
XXI века. – М., 1992. – с.31.
9. Пегов В., Ипатов С., Загвоздкин В. Вальдорфское движение в цифрах, фактах,
оценках, сравнениях // Развитие. – 1998. – №2. – С.19-28.
10. Результаты
вальдорфского образования // Педагогика свободы (Альманах вальдорфской педагогики).
– 1995 (№3). – с. 27-31.
11. Реформы образования в современном
мире: глобальные и региональные тенденции. – М., 1995. – с.252.
12. Тупиалов Ю. Б. К вопросу о философии
образования // Философия образования для XXI века. – М., 1992. – с.114.
13. Шереги Ф. Э., Харчева В. Г.,
Сериков В. В.
Социология образования: прикладной аспект. – М.: Юрист, 1997. – с.96.
14. Штейнер Р. Методика и дидактика. – М.: Парсифаль, 1996. – 176 с.
15. Штейнер Р. Педагогика, основанная на познании человека. – М.: Парсифаль, 1996. –
128 с.
16. Штейнер Р. Духовно-душевные основы педагогики. – М.: Парсифаль, 1997. – 144 с.
17. Штейнер Р. Антропология и педагогика. – М.: Парсифаль, 1997. – 128 с.
18. Штокмайер К. / Штейнер Р. Материалы к учебным планам вальдорфских школ. –
М.: Парсифаль, 1995. – 416 с.
19.
Baldwin F., Gerwin D.,
Mitchell D. Research on Waldorf Graduates in North
America, Phase I. – Wilton: Research Institute for Waldorf Education, 2005. –
46 p.
20.
21.
Richter T. Pädagogischer Auftrag und Unterrichtsziele einer Freien
Waldorfschule. – Stuttgart, 1995. – 378 s.
22.
Schmutz
H.-U. Erdkunde in der 9. bis 12. Klasse
an Waldorfschulen. Eine Gesamtkonzeption. – Stuttgart, 2001. – 217 s.
23.
The International List of Famous Waldorf-alumni (...and Famous Waldorf-parents) //
http://www.imdb.com
24.
Weltliste der Waldorf- und Rudolf-Steiner-Schulen sowie der
Lehrerbildungsstätten. World List of Rudolf Steiner
(Waldorf) schools and teacher training centers (2005. – №5) // http://www.waldorfschule.de
25.
Woods Ph., Ashley M., Woods
G. Steiner Schools in